Народная медицина в практике оздоровления
Автор: Tatiana | Раздел: Красота и здоровье | Просмотров: 4018В древние времена человек смог выжить только благодаря обучению у природы: наблюдая, сопоставляя ее законы со своими действиями и повторяя приемы и методы выживания животного мира. Постепенное накопление опыта позволило выявить взаимосвязи природных явлений. В частности – воздействие на организм человека употребления той или иной растительной и животной пищи, минералов и жидкостей.
Необходимость повседневного использования знаний, потребность управлять доступными природными процессами по своему усмотрению смогли дать начало возникновению магии. Языческая магия в своей основе опиралась на два постулата:
1. Принцип взаимного порождения подобных явлений, когда любое малое явление может вызвать подобное большое.
Например, обряд вызывания дождя предусматривал имитацию этого природного явления путем распрыскивания воды, создания шума, подобного грому.
2. Принцип всеобщей связи, утверждающий, что предметы, когда-либо вступавшие во взаимодействие или контакт, навсегда остаются связанными, даже после их разъединения.
Считалось, что все предметы, которых касался человек в своем обиходе: оставленные следы на земле, волосы, ногти, кровь, - имеют с ним непосредственную и постоянную взаимосвязь.
В процессе постепенного разделения труда в родовой общие выделилась особая группа людей – шаманы. Именно на них была возложена обязанность соблюдения ритуалов и обрядов. Таким образом, они выполняли функции исполнителей и хранителей традиционной родовой культуры.
В древние времена любые болезни воспринимались не как случайности, а как следствие вмешательства духов природы или магического воздействия другого человека.
Одной из главных причин болезней считалось несоблюдение обрядов, табу и ритуалов, принятых в общине, что позволяло проникнуть злым духам в тело человека. Соблюдение же языческих традиций гарантировало всем членам рода защиту и безопасное существование.
Однако, использования обрядов оказалось недостаточно, чтобы обеспечить здоровье и лечить людей. Наблюдая за животными, люди научились использовать первые лекарства – растения и минералы. Так, накопление опыта в применении целебных средств обогатило целительские способности шаманов, а использование пламени костра, разогретых камней, водяного пара, дали начало ряду традиционных лечебных приемов, таких как прогревание, прижигание, целебные ванны, бани.
Свои бесценные знания шаманы передавали преемникам как самый бесценный дар. И лишь со временем этот эмпирический опыт лечения становился достоянием широкого круга людей.
По мере развития цивилизации, в процессе слияния родовых культур, происходил обмен опытом, традициями и культурой, в том числе и целительской. Этот процесс происходил не всегда гладко, так как нормы одного народа были совершенно непривычны и даже неприемлемы для другого. Особенно острой была проблема поклонения различным идолам и богам. Так, из-за многообразия ритуалов и традиций, совмещать решение задач излечения недугов и выполнения культовых обрядов стало невозможно физически. Институт шаманов разделился на два: жрецов и знахарей. Жрецы формировали культ поклонения языческим богам, а знахари хранили и обогащали способы излечения недугов. Однако и тут таились трудности: зачастую обряд лечения подразумевал обращение к высшим силам – сфере компетенции жрецов, а те в свою очередь занимались целительством, совершая культовые ритуалы.
В культуре многих народов можно видеть итог такого исторического компромисса между религией и медициной в виде приписывания целительских функций определенным богам или силам. Так, сонм древнерусских богов включал множество божественных личностей, отвечающих за отдельные заболевания. Отождествление с каждым из идолов определенного набора лекарственных трав позволяло достаточно тонко учитывать их влияние на организм человека. Однако, накопление опыта использования целебных средств уводило знахарей все дальше от религии. Так появились лекари. Лекари уже не использовали в своей практике ритуалы и обряды, а опирались на знания физиологии и анатомии человека, действия на организм трав и снадобий.
Значительную роль в развитии народной медицины сыграла и алхимия – прародительница химии, фармакологии и медицины.
Становление медицины дало человечеству громадные возможности в лечении большинства заболеваний. И вместе с тем, переход к медицине сделал невозможным применение индивидуального подхода к каждому человеку, с учетом его национально-культурных традиций. Вместо тщательной персональной диагностики пришли формальные схемы лечения тех или иных болезней. Все это делает необходимым сохранение и обогащение народных методов лечения, основанных на комплексном подходе к диагностике и установления глубинной причины недуга, вместо выявления поверхностных поводов, провоцирующих его.
Коммерциализация знаний в области медицины не только возродила интерес к казалось бы, канувшим навсегда в лету способам лечения, но и породила новые наукообразные формы лечения, такие как биоэнергетика, парапсихология, валеология и т.д. Медицина же, в свою очередь, пытается учитывать потребности общества. Все большую популярность приобретают натуропатия, гомеопатия, главные особенности которых – экологическая чистота, использование только натуральных компонентов, а также безвредное для организма лечение. Даже несмотря на непризнанность народной медицины, ее знания остаются востребованными, продолжают работать травники, костоправы, целители и маги, а тысячи людей обращаются к ним за помощью.
Несмотря на кажущиеся противоречия между официальной и народной медициной, безусловным остается тот факт, что обе эти стороны признают необходимость сохранения внутренней гармонии, целостности личности, баланса между миром внешним и внутренним. Человек негармоничный, не желающий возвращаться к окружающей действительности, будет морально, психологически, и, как результат, физиологически провоцировать саморазрушение любыми методами: от обычного самовнушения, до, вроде бы, случайных последовательностей разрушительных событий вокруг.
Вывод напрашивается сам собой: любая форма народной медицины или целительства есть содружество целителя и пациента по возвращению исцеляемому интереса к существованию в той современности, тех условиях и тех перспективах, которые в данный момент его, пациента, окружают. Условия же академической медицины, в силу своей жесткой структурированности и социальной обусловленности, зачастую вынуждают врача действовать по отношению к пациенту принудительно, ломая естественную работу психики и физического тела (конечно, это не относится к жизненно важным экстренным случаям спасения жизни).
Таким образом, во всей системе способов оздоровления человека на современном этапе можно выделить три основных направления:
1. Академическая медицина. Научно обоснованная система средств и методов оздоровления человека, официально признанная государством как основной социальный механизм врачевания и профилактики болезней человека.
2. Народная медицина, или знахарство. Совокупность неаппаратных исторически и культурно сложившихся методов лечения и природных лекарственных средств, не используемых в академической медицине, и эффективность которых не доказана официальной наукой.
3. Парацелительтство. Тонкое энергетическое воздействие на биополе человека с применением биосенсорных, психо-энерго-информационных и прочих методов, неконтролируемых современными приборами, либо контролируемых косвенно (опосредованно), и лежащих в области экстрасенсорного восприятия, за пределами структур физического материального мира.
Кроме того, в качестве профилактического и психотерапевтического института воздействия на человека можно рассматривать религиозную конфессиональность – мощный инструмент пропаганды здорового воздержания и восстановительно-оздоровительных психотехнологий.
Рассматривая же механизмы получения знаний по всем вышеуказанным направлениям можно выделить следующие особенности:
Академическая медицина организует массовое обучение в государственных специальных высших учебных заведениях, где могут обучаться любые желающие, сдавшие вступительные экзамены. Последующее качество врача, контроль его компетенции, также осуществляется официально и систематически.
Что касается народной медицины, тут на первый план выходит передача знаний от поколения к поколению, т.н. семейная преемственность, или же индивидуальная передача знаний от учителя к ученику с учетом его личностных способностей к целительству. Повышение мастерства целителя строится на обогащении собственного опыта, а также в процессе обмена знаниями и навыками с другими целителями. В настоящее время существуют множественные общественные организации, объединяющие людей по их интересам и способностям, которые периодически проводят семинары, практические мастер-классы и прочие обучающие мероприятия. Присутствие на них определяется исключительно желанием и возможностями знахаря. Здесь необходимо отметить, что особенная ценность знахарства заключается как раз в сохранении сокровенных знаний в как можно более неизмененном, исторически и культурно «чистом» виде.
Возможность парацелительства (биосенсорной терапии) определяется исключительно личностными качествами людей, обладающих повышенной чуствительностью – или экстрасенсов. Такие способности могут как передаваться по наследству, так и появляться совершенно случайно, как особый «дар». Человек с такими способностями развивает их совершенно особым образом, получая знания, информацию через собственные энергоинформационные каналы. Также сверхспособности могут появиться в результате длительного и серьезного самосовершенствования человека, как результат глубокого духовного развития. Кроме того, имеется возможность открывать энергоинформационные каналы через «учителей» рейки, йоги и других эзотерических и религиозных практик. Именно биологическая способность, а не внешняя обучаемость является особенностью биосенсорного целительства.
Следует признать тот факт, что в сфере народной медицины не существует какого-либо жесткого контроля за качеством оказываемых услуг, поэтому мнения людей о целителях весьма противоречивы и неоднозначны. В целом же, люди всегда относились к работе знахарей и целителей как к необходимой в некоторых случаях, хотя и достаточно неоднозначной области знаний. Большую негативную роль в массовом сознании людей о народной медицине играют люди низкого профессионального уровня, шарлатаны и мошенники, которые выдавая себя за мастеров своего дела, пользуются доверчивостью людей и невозможностью обывателя оценить уровень мастерства такого псевдоцелителя. Так, для существования нормального сообщества знахарей и целителей необходима достаточно сложная и слаженная система их общения, подготовки и контроля, гарантирующих эффективность их работы. В России такую функцию взяла на себя Российская ассоциация народной медицины (РАНМ), которая, насколько это возможно, осуществляет организаторские функции по отношению к народным целителям и знахарям, а также осуществляет взаимодействие с государственными органами – представителями академической медицины.
Таким образом, институт народной медицины исторически и практически доказал свое право на существование. Профессионалы-целители доказывают эффективность народных и биоэнергоинформационных методов лечения, а стремясь к самоорганизованности и правовому регулированию этой сферы деятельности, заслуживают к себе все более высокого доверия.